Новини

Мировые рейтинги вузов

5-11-2008
На сегодняшний день существуют два рейтинга‚ оценивающих работу университетов всего мира. Это совместное исследование‚ проводимое газетой «Таймс» и консалтинговой организацией QS‚ которая наработала богатый опыт в проведении опросов‚ и известна‚ прежде всего‚ как организатор выставок МВА-школ. Вторым по значимости является исследование Института высшего образования Шанхайского университета (Institute of Higher Education of Shanghai Jiao Tong University).

Методология исследований

Для определения лучших из лучших университетов были разработаны определенные методологии. Рейтинг «Таймс»-QS основывается на пяти основных индикаторах: качестве научных исследований‚ проводимых вузом‚ оценке деятельности вуза работодателями‚ количестве иностранных преподавателей и студентов‚ а также пропорции студенты-преподаватели.

В прошлом году QS обратилась к 3703 преподавателям‚ активно занимающимся научной деятельностью‚ с просьбой назвать 30 вузов‚ в которых проводятся исследования на самом последнем уровне. Эту часть рейтинга организаторы оценили в половину от всех полученных баллов.

Следующими свою оценку университетам по подготовке выпускников к профессиональной деятельности выставили 736 крупнейших рекрутинговых компаний.

Также в работе «Таймс»-QS дополнительно оценивались три параметра: соотношение приглашенных международных преподавателей к общему количеству штата преподавателей‚ соотношение иностранных студентов к общему количеству студентов‚ обучающихся в вузе‚ а также количество студентов‚ приходящихся на одного преподавателя.

Критерии рейтинга Шанхайского университета частично совпадают с исследованием «Таймс»-QS. Он также учитывает такие индикаторы‚ как качество преподавания и уровень проведения научных исследований‚ однако кроме индекса цитирования преподавателей вуза он также принимает во внимание количество Нобелевских лауреатов и награжденных другими научными премиями.

Приведенная ниже таблица позволяет лучше понять строение рейтинга Шанхайского университета.

Таблица № 1

КритерииИндикаторИсточник информацииВес (%)
Качество образованияВыпускники вуза‚ получившие Нобелевскую премию или медаль за проведение исследований в определенной областиВыпускники10%
Качество факультетаШтат преподавателей‚ получивших Нобелевскую премию или медаль за проведение исследований в определенной областиНаграды20%
Наиболее цитируемые ученые по 21 предметной категорииИндекс цитирования (HiCi)20%
Научные исследованияСтатьи‚ опубликованные в журнале «Природа и наука» («Nature and Science»*)Журнал «Природа и наука»(N&S)20%
Статьи‚ упоминаемые в Индексе Цитирования по естественным наукам и в Индексе цитирования по социальным наукамИндекс Цитирования (SCI)20%
Размер вузаАкадемические достижения с точки зрения размера вузаРазмер10%
Всего  100%


* Для университетов‚ специализирующихся в области гуманитарных и социальных дисциплин‚ таких‚ например‚ как Лондонская школа экономики‚ N&S не принимается во внимание‚ и расчеты по этой категории переносятся на другие значения

Параметры рейтинга

Выпускники. Общее количество выпускников‚ ставших Нобелевскими лауреатами или получивших другую признанную научную награду. Выпускниками устроители рейтинга считают каждого‚ получившего степень бакалавра‚ магистра или доктора наук в данном вузе. За 100% были признаны те‚ что окончили вуз между 1991-2000 годами. 90% получили те‚ что закончили университет в 1981-1990 гг и т.д.

Награды. Общее количество преподавателей‚ получивших Нобелевскую премию в области физики‚ химии‚ медицины и экономики или медаль за проведение исследований по математике. Вес этой категории‚ как и категории «выпускники» определяется также годом работы преподавателя в университете.

Индекс цитирования (HiCi) . Количество самых цитируемых ученых по 21 предметным категориям в области науки о жизни‚ медицины‚ физики‚ инженерных специальностей и социальных наук. Основывается на данных Института научной информации (Institute of Scientific Information).

Статьи‚ опубликованные в журнале «Природа и наука» (N&S) . Количество статей‚ опубликованных в журнале между 1999 и 2003 годами.

Индекс Цитирования (SCI). Общее количество статей‚ приведенных Индексами цитирования по естественным и по социальным наукам.

Размер вуза. Общая сумма всех пяти вышеуказанных индикаторов‚ поделенное на количество преподавателей‚ находящихся в штате вуза (совместители не учитываются).

Таким образом исследование «Таймс» в основном основано на живом мнении участников образовательного процесса‚ а рейтинг Института высшего образования Шанхайского университета более академичен‚ т.к. он базируется на определенных печатных источниках и опросы преподавателей и студентов не использует.

Лидеры и аутсайдеры

Если сравнить позиции университетов в обоих рейтингах‚ соответственно 2005 и 2006 годов‚ то мы обнаружим‚ что в первой десятке остаются одни и те же названия. Это Гарвард‚ Кембридж‚ Оксфорд‚ Массачусетский технологический‚ Стэнфорд‚ Калифорнийский университет в Беркли‚ Йель‚ Принстон‚ Чикаго‚ Калифорнийский институт технологий. У «Таймс»-QS в этом списке также значится лондонский Империал колледж.

Единственным достойно представляюшим нашу страну вузом в прошлом году был МГУ им Ломоносова. 70 место в рейтинге Шанхайского университета и 93 — в рейтинге «Таймс»-QS. В таблице «Таймс»-QS в 2006 году на 164-ой позиции также фигурировал Санкт-Петербургский госуниверситет. В этом же году МГУ был на 76 строчке рейтинга Шанхайского университета‚ но в рейтинге «Таймс»-QS он не вошел даже в лучшие 200 вузов мира.

Почему не мы?

До сих пор у нас любят твердить о том‚ что наше высшее образование — лучшее в мире. Однако приведенные данные расходятся с общепринятым мнением. Давайте попробуем разобраться‚ почему всего два наших вуза вошли в когорту лучших университетов мира.

Во-первых‚ основную роль в положении вуза на мировом рынке общеобразовательных услуг играет его бюджет. Например‚ бюджет Гарварда приближается к 2 миллиардам долларов‚ вследствие чего Гарвардский университет может себе позволить роскошь приглашать на работу светила мировой науки‚ а также иметь самую совершенную материально-техническую базу.

Во-вторых‚ хотим мы этого или нет‚ но Россия играет далеко не первую роль по студенческой мобильности. Для того‚ чтобы обеспечить свободу перемещений‚ а также заманивать студентов из других стран‚ государства не придумали ничего лучше‚ как внедрять программы обучения на английском языке‚ как самом распространенном. Они получили название «Дипломные программы‚ преподаваемые на английском языке в неанглоговорящих странах» (English-Language-Taught Degree Programmes — ELTDP). Теперь и в Германии‚ и во Франции‚ и в Скандинавии‚ и в Корее‚ и в Сингапуре активно вводятся такие программы. Они преследуют две цели: привлечь международных студентов‚ а также не допустить оттока своих‚ желающих обучаться на английском языке. Разумеется‚ прежде всего ELTDP затронули сектор бизнес-образования‚ куда стремятся поступить наиболее предприимчивые молодые люди.

В третьих‚ западные вузы являются прежде всего научными центрами‚ и во вторую очередь источниками знаний. Если вы раскроете любой годовой отчет западного университета‚ то увидите‚ что он начинается с объемов произведенных научно-исследовательских работ и полученной от этой деятельности прибыли‚ а также с описаний наиболее удачных исследований и произведенных внедрений. Стоит заметить‚ что теоретические исследования‚ столь необходимые для последующих прикладных изысканий‚ проводятся по заказам крупнейших фирм страны‚ поэтому оплачиваются также хорошо‚ как и те‚ которые могут сразу внедряться в производство. Исследования и внедрения являются ключевыми понятиями деятельности прогрессивного западного вуза. Собственно‚ без этого невозможно представить переход от послеиндустриального производства к производству‚ основанному на знаниях. К примеру‚ правительство Великобритании не только поставило задачу поддерживать национальную экономику на плаву за счет торговли знаниями‚ но и уже давно ее воплощает‚ финансируя свои университеты в основном не по принципу количества обучаемых студентов‚ а по принципу успешности научной деятельности. Те же процессы происходят и в США‚ поэтому американские вузы и превалируют в первой сотне лучших вузов мира. Кстати‚ США является единственной страной мира‚ создавшей еще в 1997 году степень мастера профессиональных наук (Professional Science Master’s — PSM). Она присваивается после двух лет последипломного обучения по математической или естественно-научной специальности и предполагает дополнительное изучение предметов‚ связанных с ведением определенного бизнеса. Например‚ это могут быть бизнес-процессы‚ управление проектами‚ интеллектуальная собственность‚ экономика и финансы. С момента внедрения PSM было создано свыше 100 учебных программ в 50 университетах страны. Как мы видим‚ американское общество озабочено не только тем‚ чтобы создать передовой инновационный продукт‚ но и тем‚ чтобы он был успешно реализован. А сделать это проще тем‚ кто в этом разбирается.

В четвертых‚ система высшего образования — это сам по себе бизнес‚ построенный на знаниях. Поэтому вузы жестко конкурируют друг с другом за студентов‚ особенно международных‚ платящих за свое обучение в госвузах других стран вдвое-втрое больше местных. Конкуренция подразумевает не только именитых преподавателей и отличную материальную базу университета‚ но также удовлетворенность студента всем студенческим сервисом. А это означает‚ что университет должен иметь крайне доброжелательный персонал‚ особенно в службе приема и работы с иностранными студентами‚ отличный отдел по карьерному планированию и трудоустройству‚ небольшое количество студентов‚ приходящихся на одного преподавателя. А кроме этого вуз должен располагать превосходным студенческим городком с общежитиями‚ кафе‚ кинотеатром‚ спортивными сооружениями. Также ни один современный вуз не мыслим без собственной развитой он-лайновой инфраструктуры‚ позволяющей иметь общение с преподавателями и другими студентами‚ дающей доступ к виртуальным библиотекам и лекциям преподавателей через внутривузовскую сеть или всемирную паутину.

В пятых‚ западные вузы очень быстро реагируют на спрос‚ возникающий со строны рынка труда‚ фактически ежегодно открывая новые дисциплины. К примеру‚ в прошлом году газета «Индепендент»‚ основываясь на данных Единой службы зачисления в университеты и колледжи (UCAS)‚ привела данные‚ что из 60000 дисциплин‚ предлагаемых к изучению британскими вузами‚ 11000 были созданы совсем недавно. Например‚ университет Центрального Ланкашира открыл бакалаврскую программу по приключениям и медиа. В числе приоритетных вновь созданных специальностей оказались такие направления‚ как «новое медиа»‚ совмещающее изучение музыки‚ трехмерной графики и анимации‚ а также информационные технологии для здравоохранения.

Как это не печально‚ но все вышеперечисленные параметры пока остаются недостижимыми для большинства российских вузов. Когда и на каких условиях Россия сможет достичь уровня обучения в западных университетах‚ пока остается под вопросом. Безусловно‚ при безусловном потенциале российской науке‚ при ее неоспоримых достижениях в прошлом‚ при достаточной интеграции России в мировое сообщество надеяться на возможный прорыв в будущем вполне можно. Однако сроки реализации этих проектов обсуждать не приходится.

Андрей Шуйский‚ журнал «Обучение и карьера»‚ 2008 год
Друк | переглядів - 1639 |Кількість коментарів до статті «Мировые рейтинги вузов» - 0 | RSS |  Шрифт